jofly7 (jofly7) wrote,
jofly7
jofly7

Обмен


Как менялись литература, музыка, поэзия и вообще все сферы творческой деятельности в течение времени? Не буду брать в расчет тысячелетия, потому что чем давнее происходило какое-либо событие, тем меньше о нем оставалось достоверных фактов. Мы сейчас, например, не имеем эксплицитных сведений о причине начала Чеченских воин, и тем более сложно объективно оценить более давние исторические события. Эта статья будет минимально политизированной, по этой причине я, подобно Мишелю Фуко, рассмотрю не историю в привычном смысле (войны, императоры, заговоры), а историю какой-то отдельной сферы деятельности человека. Литература. Это отличный показатель интеллектуальной работы сознания, потому что именно литература передает настроения, проблемы, что волнуют заботящихся о будущем и настоящем, людей.
Можно провести условную линию, идущую по строкам нескольких произведений, относящихся к разным эпохам, но, однако, повлиявших предыдущий на последующий. Итак, вот эта линия: Дон Кихот (Мигель де Сервантес)- Преступление и наказание (Ф.М. Достоевский)- Процесс (Ф.Кафка)- Пятьдесят оттенков серого (Э.Л.Джеймс). В головах читающих эту статью, людей скорее всего, возник вопрос: каким образом последний роман стоит в одном ряду с остальными. Ответ очень прост, ибо я имею полное право ставить "50 оттенков серого" с этими произведениями, ведь Национальная Книжная Академия (престижная британская премия в области литературы) уже поставила его в один ряд с Уильямом Фолкнером и Сол Беллоу. И лично от меня нотабене прямо посередине текста: написанный Фолкнером роман "Шум и ярость"- это шедевр человеческой мысли, ее прогресс, рывок вглубь сути человека. И, раз уж я начал критику этого романа, то сразу позволю себе эту критику и закончить, сказав, что «Пятьдесят оттенков серого»- бездарное и обрамленное коммерческой полидипсией развитие, однако, очень любопытной идеи. Просто эта книга не заставляет человека посмотреть вглубь своего я. Бесполезна.
Возвращаясь к сути данной статьи, выскажу догадку. А состоит она в том, что художественная литература все больше выставляет скрытые, сакральные желания человека наружу, а те, что раньше были открыты и «легальны», скрываются, объявляясь нелегитимными. Получается, что Дон Кихот, хоть и безумец, но все качества, открытые во внешний мир (искренность, любовь, доброта и т.д.), достигают своего апогея. В «Преступлении и наказании» появляется борьба человека со средой, бунт сакрального, который постоянно пребывает в поиске, и, находя ответ, вырывается наружу ударом того самого топора. В «Процессе» вообще размыта граница реального мира и царства сна. Йозеф К. (главный герой романа), делает все автоматически - девушка соблазняется по щелчку пальца, захотелось близости – пожалуйста; все действия необдуманны и рефлексивны. И, наконец, «Пятьдесят оттенков серого». Здесь сакральное с грохотом вырывается наружу – это его реванш, победа. А искренность, любовь, доброта повержены, они умолкли. Слышно лишь эхо, растворяющееся в необратимо поглощающих звуковые волны лесах человеческого «я».
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments